г. Санкт-Петербург
+7 (812) 640-23-23
Отличие цифровой и офсетной печати
Полиграфия обо всем
Показать картинку
22 нояб. 2020 г.

Офсетная или цифровая печать?

Если вы проводите рекламную кампанию, разрабатываете упаковку для продукта, собираетесь заказать визитные карточки или напечатать одну уникальную открытку в подарок, непременно возникнет вопрос, где и как изготовить нужную полиграфическую продукцию.

Офсетная и цифровая печать – наиболее востребованные из возможных вариантов печати по плоскости, то есть по листу (бумажному, картонному, жестяному, самоклеящемуся). Если предмет объемный – кружка, флакон, ручка и т.д. – эти способы печати не подойдут.

В статье вы найдете информацию, которая поможет понять разницу между способами печати:

  1. Скорость и экономичность цифровой печати.
  2. Широкие возможности офсетной печати.
  3. Таблица сравнения цифровой и офсетной печати (7 главных отличий).

Скорость и экономичность цифровой печати

Главная особенность цифрового способа печати в том, что для переноса изображения не требуются печатные формы, макет передается напрямую с компьютера в машину. Поэтому этот способ напоминает печать на принтере.

Как и офисные принтеры, цифровые машины делятся на струйные и лазерные.

Струйные печатные машины часто используют для широкоформатной печати – это баннеры, самоклеящиеся плакаты, большие постеры, ролл-апы. Используются жидкие чернила.

Лазерным способом печатают только на листах. Самые распространённые форматы листов, которые загружают в машину – А3 и А2. Для передачи цвета лазерные устройства используют сухой пигмент.

Сухой пигмент ЦПМ

Цифровая печать (или «цифра», как ее сокращенно называют в профессиональных кругах) незаменима там, где требуется выпустить небольшое количество печатных экземпляров (малый тираж). Каждый оттиск машина генерирует на светочувствительном барабане заново, поэтому экономически нет разницы, сколько копий заказать – одну или сто. В этом большой плюс, потому что выгодно печатать от одного экземпляра, но и минус – с увеличением тиража стоимость за единицу снижаться не будет.

Невысокая стоимость малых тиражей – главное преимущество цифрового способа печати.

Вторым важным положительным отличием цифровой печати от других способов является высокая скорость запуска продукции.

Конечно, не надо думать, что вы придете в типографию и через 5 минут получите готовую продукцию. Не забывайте о предпечатной подготовке, для цифры она минимальна, но все равно нужна. Существуют еще постпечатные процессы, которые требуют времени:

  • обрезка по заданному формату;
  • биговка и фальцовка (если нужно сложить продукт);
  • брошюровка (клей, скрепка, навивка на пружину);
  • защитная ламинация.

В зависимости от возможностей типографии, продукцию можно эффектно оформить с помощью дополнительных операций:

  • фигурная вырубка;
  • конгрев или термоподъем (выпуклые элементы);
  • фольгирование или тиснение фольгой;
  • выборочный уф-лак;
  • скругление углов;
  • установка пикколо (аккуратных металлических отверстий).

С помощью цифры легко сделать нумерацию или персонализацию, ведь каждый раз изображение формируется заново.

Цифровой способ печати имеет существенный недостаток, с которым не устают бороться печатники и технологи. Это цветопередача.

ЦПМ (цифровые печатные машины) передают цвета и оттенки только с помощью цветовой модели CMYK (cyan, magenta, yellow, black). Смешивание разного количества основных красок формирует новый цвет или оттенок. Количество основных цветов принято обозначать в процентном соотношении.

Для примера, темно-синий цвет может иметь значения C:99 M:100 Y:10 K:21. Белый цвет – это отсутствие цвета, т.е. цвет бумаги.

Почему же это недостаток?

Если вам важно в готовом продукте получить конкретный цвет или оттенок (как правило, нужный цвет выбирают по каталогу цветов Pantone®), добиться результата цифровым способом будет сложно. Здесь главную роль играет профессионализм дизайнера, который будет обрабатывать макет. Но помните, что многие оттенки невозможно воспроизвести цифровым способом. Закажите в следующий раз этот же продукт – результат может оказаться другим. Печатники шутят: «как повезет», и пожимают плечами.

Цветовой каталог системы Pantone®

Есть и другие нюансы, характерные для большинства цифровых машин:

  • Светлые плашки, залитые не более 10% цвета, получаются «рваными».
  • Недоступна насыщенность цвета менее 7% и более 95%.
  • Возможен разнотон по всему тиражу, т.е. экземпляры, которые печатаются одновременно, будут немного разные по цветопередаче.
  • Краска может растрескаться в месте сгиба.

Некоторые из перечисленных проблем разработчики смогли решить в современных цифровых устройствах. Например, профессиональная печатная машина XEROX IGEN 4 держит цвет от первого до последнего экземпляра, и не допускает растрескивания краски на сгибах. Именно такой машиной оборудована типография «Циферблат».

К недостаткам цифровой печати относят сложности с защитной ламинацией. Обычная пленка плохо держится на листе с большой площадью запечатки, поэтому используют специальную пленку с другим клеевым слоем, стоимость которой значительно дороже.

Есть ограничения по выбору бумаги для полиграфической продукции. Для цифры подходит мелованная бумага определенного диапазона плотности (зависит от конкретной модели машины), а также лишь некоторые виды дизайнерских бумаг (например, «Лён»).

Печатные технологии развиваются очень быстро, на рынке стали появляться машины с принципиально новым уровнем растрирования, с возможностью печатать белилами, пантонными и даже металлическими красками. Но в России пока сложно найти типографию с такими совершенными устройствами.

Широкие возможности офсетной печати

Технологически офсетная печать подразумевает промежуточный этап между компьютером и печатной машиной – изготовление печатных форм. Металлическая пластина – форма – представляет собой шаблон изображения в виде печатных и пробельных элементов. На бумагу изображение передается с помощью прорезиненного офсетного цилиндра.

Цветовой каталог системы Pantone®

Эта особенность влияет на все важные характеристики выпуска продукции – стоимость, скорость и качество.

Алгоритм запуска тиража в офсетное производство:

  1. Обработка принятого макета, цветоделение (дизайнер типографии).
  2. Изготовление печатных форм (непосредственно в типографии или под заказ). Форм будет столько, сколько цветов в макете.
  3. Приладка – настройка цвета по оттенкам, насыщенности и совмещению. Как правило, приладочные экземпляры утилизируют, их получается довольно много, так как скорость печатной машины высокая.
  4. Запуск тиража.

Стоимость изготовления печатных форм и приладка формируют так называемую цену первого оттиска. Стоимость всего тиража – это цена печати продукции плюс цена первого оттиска. С увеличением тиража стоимость за единицу уменьшается, поэтому цена приладки может просто «раствориться» в итоговой сумме.

Минимальный тираж для офсета, который выгодно заказывать – 500 экземпляров (250-300 листов А3).

Офсетные машины имеют высокую скорость печати – в среднем до 18 000 оттисков в час. Но предпечатная подготовка и приладка требуют времени, как правило, от 3 до 5 дней. Поэтому напечатать заказ, который нужно сдать «еще вчера», у типографии не получится.

Цветопередача офсетного устройства позволяет воспроизвести любые изыски дизайна – от простых и дешевых однокрасочных макетов до сложных многоцветных рисунков. Можно печатать металлизированными красками.

Максимальное количество цветов зависит от количества секций конкретной печатной машины. Больше всего распространены шестицветные устройства. Четыре секции займут базовые краски (CMYK), в дополнительные можно загрузить пантоны. Краски накладываются на бумагу последовательно. Если в макет заложили больше цветов, чем имеется секций, возможен вариант печати в несколько прогонов.

Стоит отметить возможность точной цветопередачи на офсете. За этим показателем обязан следить печатник, постоянно сверяясь с пантонным веером, подписанной цветопробой или утвержденным образцом продукции. Бдительность печатника важна, так как цвет может «гулять» по всему тиражу из-за технологических особенностей оборудования.

Серьезное преимущество офсета – это возможность печати на разных видах бумаги. Мелованная или офсетная бумага, дизайнерская или картон – выбор за вами. Плотность бумаги тоже может быть разной – от 45 до 300 г/м2.

Удобно и функционально, когда на общей печатной линии можно выполнять дополнительные операции:

  • биговка и фальцовка;
  • вырубка;
  • конгрев;
  • защитная ламинация;
  • нанесение лака.

Разработчики полиграфического оборудования стараются свести к минимуму допечатные процессы. Появляются машины, в которых печатные формы меняются автоматически. Другое направление развития – производство гибридных машин, где цифровые технологии внедряются в офсетные линии.

Офсетная и цифровая печать не являются конкурентами, потому что у каждого вида свои достоинства и способы применения.

Разные потребности заказчика могут быть успешно удовлетворены одним из способов. Для удобства сведем основные отличия в таблицу.

7 главных отличий цифровой и офсетной печати (таблица)

Номер Показатель эффективности Цифровой способ печати Офсетный способ печати
1 Минимальный тираж, выгодный экономически1 экземпляр От 500 экземпляров готовой продукции
2 Цветность и особенности цветопередачиCMYK Проблемы с градиентами, плашками, насыщенностью цвета В 1-2-3 краски CMYK CMYK+Pantone в том числе металлизированные краски
3 Типы бумагиМелованная и отдельные виды дизайнерских бумаг Офсетная, мелованная, картон, почти все виды дизайнерских бумаг
4 Скорость запуска макета в печатьБыстрый запуск Длительные подготовительные работы – цветоделение, изготовление форм, приладка
5 Скорость печати тиражаВ среднем 5 000-7 000 страниц А4 в час До 18 000 оттисков в час
6 Возможность персонализации и нумерацииДа Нет
7 Внесение изменений в согласованный макет Да Выпуск новых печатных форм

Выбрать подходящий способ печати несложно; гораздо сложнее найти типографию, в которой сочетается внимательное отношение к заказам, современное оборудование и грамотное применение технологий. Типография «Циферблат» с 2006 года успешно следует этим простым и полезным принципам работы.