Блог учредителя
28 мая 2021 г.

Так проиграли или выиграли?

Фото после встречи клуба

После долгого перерыва состоялось встреча Клуба директоров цифровых типографий. Пандемия придавила нашу общественную активность на полтора года — не было ни традиционной зарубежной командировки, ни даже заседаний.

И вот собрались. Хозяином встречи в этот раз стала типография «Девиз», показавшая последнее приобретение — машину Komori Impremia, печатающую по струйной UV-технологии. Эта инсталляция — интересное явление в отечественной полиграфии. И Питер, как уже неоднократно случалось ранее, стал в авангарде технологических новаций. Но сегодня хочу поговорить о заседании Клуба.

По замыслу нашего лидера — профессора Александра Васильевича Иванова — выступали директора типографий из разных сегментов печатного дела. Они должны были мазками обрисовать картину «как мы выжили в этот убойный пандемический год?» И я бы даже усилил вопрос: «Как отрасль смогла противостоять жесткому диктату власти, урезавшему наш полиграфический рынок через серию локдаунов?»

Не буду останавливаться на каждом выступлении - нарисую образ, который получился из этих разрозненных мазков. А картина получилась вполне оптимистичная. Как ни странно…

Полиграфия как сфера промышленности оказалась в пуле отраслей, не проигравших, а… выигравших от ковидного кризиса. Именно так! Конечно, за счет двух сегментов — упаковки и этикетки, сильно увеличивших обороты: дошло до того, что в Питер завозят новые высокопроизводительные печатные машины. Но считать наш ОКВЭД пострадавшим уже не получается. В скобках заметим положительную тенденцию: такой рост — следствие импортозамещения, шагающего по стране. Книжно-каталожный сегмент потерял, но не критично. За счет «длинных» заказов офсетчики протянули локдаун с полузагрузкой (но не мизерной). Да, журнальный рынок просел и уже не первый раз. Да, рекламный оказался в числе самых пострадавших — там обвал доходил до девяноста процентов. Но жестко страдал он в моменте — три месяца. А потом начался подъем, и в новогодний сезон добавился отложенный спрос с первого полугодия. В отличие от предыдущих кризисов (2008-го и 2014-го годов), когда заказы просто растворились, в прошлом году весенние нужды заказчиков переместились на четвертый квартал. И у типографий возникли проблемы не откуда взять заказы, а как их выполнить? Подкосило отсутствие на рабочих местах исполнителей, заболевших ковидом. Но это следствие не локдаунов, а либерального к ним отношения.

В целом за 2020-ый год даже самый пострадавший сегмент — цифровая печать — потеряла в оборотах от шести процентов (в регионах) до двадцати пяти процентов (в столице). Питер оказался в середине — в среднем потери в обороте составили пятнадцать процентов. Неприятно, но не смертельно! Тем более для малого бизнеса, который гибкий (гнется, но не ломается) в любых испытаниях — это его родовое свойство, которое надо периодически тренировать. ☺ Описать кризис-2020 пока можно буквой К: упал — отжался но не так быстро, как упал, а слабейшая часть предприятий загнулась. Надеемся, что шараханья закончились — дальше восстанавливаем рынок и выжившие рвут вперед.

Почти все типографии использовали кризис, чтобы оптимизировать штат и постоянные затраты — хорошее дело! Начали поиск новых продуктов и услуг. Отлично! Кто-то даже получил дотацию от государства в виде невозвратного кредита. Почти все сэкономили в кризисные месяцы на заплатах персоналу и на налогах, сократив белую часть начислений (стандартная практика малого бизнеса — государство на эту шалость посмотрело сквозь пальцы, а персонал грамотно смолчал).

Самая приятное. В прошлые кризисы, после встрясок на рынках, большой шмат заказов уходил из полиграфии в интернет. В этот раз этого не произошло. Видимо, онлайн уже забрал из бумажных носителей информации все, что мог — дальше типографии на своей поляне будут бодаться только сами с собой. В стратегическом плане интернет для печатного бизнеса — зверь страшнее пандемии. Если он ослабил свой агрессивный оскал — хорошая новость!

Сложилось впечатление, что в этот кризис все слои общества сработали солидарно — все подвинулись в своих доходах. Я, как новоявленный арендодатель, могу сказать, что многие владельцы недвижимости снизили или отсрочили аренную плату в марте-мае. Пожарный надзор не выезжал на плановые проверки. Персонал потерял какую-то часть зарплаты, бизнес — прибыли, государство — налогов. Медики проявили героизм. Но в целом выжили и восстанавливают старую жизнь. Нормальная практика!