Так проиграли или выиграли?

После долгого перерыва состоялось встреча Клуба директоров цифровых типографий. Пандемия придавила нашу общественную активность на полтора года — не было ни традиционной зарубежной командировки, ни даже заседаний.
И вот собрались. Хозяином встречи в этот раз стала типография «Девиз», показавшая последнее приобретение — машину Komori Impremia, печатающую по струйной UV-технологии. Эта инсталляция — интересное явление в отечественной полиграфии. И Питер, как уже неоднократно случалось ранее, стал в авангарде технологических новаций. Но сегодня хочу поговорить о заседании Клуба.
По замыслу нашего лидера — профессора Александра Васильевича Иванова — выступали директора типографий из разных сегментов печатного дела. Они должны были мазками обрисовать картину «как мы выжили в этот убойный пандемический год?» И я бы даже усилил вопрос: «Как отрасль смогла противостоять жесткому диктату власти, урезавшему наш полиграфический рынок через серию локдаунов?»
Не буду останавливаться на каждом выступлении - нарисую образ, который получился из этих разрозненных мазков. А картина получилась вполне оптимистичная. Как ни странно…
Полиграфия как сфера промышленности оказалась в пуле отраслей, не проигравших, а… выигравших от ковидного кризиса. Именно так! Конечно, за счет двух сегментов — упаковки и этикетки, сильно увеличивших обороты: дошло до того, что в Питер завозят новые высокопроизводительные печатные машины. Но считать наш ОКВЭД пострадавшим уже не получается. В скобках заметим положительную тенденцию: такой рост — следствие импортозамещения, шагающего по стране. Книжно-каталожный сегмент потерял, но не критично. За счет «длинных» заказов офсетчики протянули локдаун с полузагрузкой (но не мизерной). Да, журнальный рынок просел и уже не первый раз. Да, рекламный оказался в числе самых пострадавших — там обвал доходил до девяноста процентов. Но жестко страдал он в моменте — три месяца. А потом начался подъем, и в новогодний сезон добавился отложенный спрос с первого полугодия. В отличие от предыдущих кризисов (2008-го и 2014-го годов), когда заказы просто растворились, в прошлом году весенние нужды заказчиков переместились на четвертый квартал. И у типографий возникли проблемы не откуда взять заказы, а как их выполнить? Подкосило отсутствие на рабочих местах исполнителей, заболевших ковидом. Но это следствие не локдаунов, а либерального к ним отношения.
В целом за 2020-ый год даже самый пострадавший сегмент — цифровая печать — потеряла в оборотах от шести процентов (в регионах) до двадцати пяти процентов (в столице). Питер оказался в середине — в среднем потери в обороте составили пятнадцать процентов. Неприятно, но не смертельно! Тем более для малого бизнеса, который гибкий (гнется, но не ломается) в любых испытаниях — это его родовое свойство, которое надо периодически тренировать. ☺ Описать кризис-2020 пока можно буквой К: упал — отжался но не так быстро, как упал, а слабейшая часть предприятий загнулась. Надеемся, что шараханья закончились — дальше восстанавливаем рынок и выжившие рвут вперед.
Почти все типографии использовали кризис, чтобы оптимизировать штат и постоянные затраты — хорошее дело! Начали поиск новых продуктов и услуг. Отлично! Кто-то даже получил дотацию от государства в виде невозвратного кредита. Почти все сэкономили в кризисные месяцы на заплатах персоналу и на налогах, сократив белую часть начислений (стандартная практика малого бизнеса — государство на эту шалость посмотрело сквозь пальцы, а персонал грамотно смолчал).
Самая приятное. В прошлые кризисы, после встрясок на рынках, большой шмат заказов уходил из полиграфии в интернет. В этот раз этого не произошло. Видимо, онлайн уже забрал из бумажных носителей информации все, что мог — дальше типографии на своей поляне будут бодаться только сами с собой. В стратегическом плане интернет для печатного бизнеса — зверь страшнее пандемии. Если он ослабил свой агрессивный оскал — хорошая новость!
Сложилось впечатление, что в этот кризис все слои общества сработали солидарно — все подвинулись в своих доходах. Я, как новоявленный арендодатель, могу сказать, что многие владельцы недвижимости снизили или отсрочили аренную плату в марте-мае. Пожарный надзор не выезжал на плановые проверки. Персонал потерял какую-то часть зарплаты, бизнес — прибыли, государство — налогов. Медики проявили героизм. Но в целом выжили и восстанавливают старую жизнь. Нормальная практика!